Дёшево и сердито. Несложная доработка начального уровня колонок Microlab Solo3c.
Мультимедийная акустика
Microlab Solo3C
Попала недавно в мои руки мультимедийная акустика Microlab Solo3C. Наряду с весьма пристойным внешним видом, приличной выходной мощностью, вполне достаточной для озвучивания комнаты квадратов в 20, таким элементом сладкой жизни, как пульт ДУ, есть у неё и ряд проблем, вызывающих серъёзные претензии.
Вот анализом и устранением этих проблем попробуем заняться.
В отличие от уже опубликованых доработок серии Solo не будем укреплять конструкцию корпуса,
строить новый кроссовер и делать прочие азбучные вещи. Обо всём этом можете прочитать сами (гугл вам в помощь).
Отмечу только что все эти доделки-переделки весьма полезны и нелишне будет проделать их в любом случае.
Проблема первая:
При подключении источника сигнала с приличным уровнем выхода в колонках звучит сплошная каша.
Замечено было при подключении DVD-плейера Samsung, и стало совершенно очевидно
при прослушивании CD на CD-плейере Pioneer PD-104 с его 2V выхода при 0дб сигнала.
Налицо имеем явный перегруз по входу.
Проблема вторая:
Невзрая на красивые АЧХ, публикуемые в заказных обзорах, звук при нулевом положении
регуляторов тембра на слух весьма неприличен - низ практически отсутствует, вместо него
невнятная "нижняя середина". Вместо высоких частот - явно завышеная свистящая верхняя середина
без малейших признаков кристального звучания.
Попытка применить штатные регуляторы тембра лишь усугубляла проблему. Поднятие НЧ лишь увеличивало
невнятный бубнёж. Манипуляции с высокими привели к явному перегрузу по верхней середине пищалки.
Самих высоких частот при этом замечено вовсе небыло.
Проблема третья:
При отключении от сети все регулировки слетают в ноль, и после включения с трудом подобраный
тембр приходится ставить по новой. Вариант оставления колонок в "дежурном режиме" не
рассматривался, так как при этом силовой трансформатор остаётся в сети, а это
не есть хорошо. Впрочем эта проблема меркнет перед первыми двумя.
ПРОИЗВОДИМ ВСКРЫТИЕ
Видим вполне годный усилитель мощности на микросхеме TDA7265
По ссылке можно скачать даташит по этой микросхеме.
К этому блоку претензий не предъявляем. Единственное - производим замену
электролитических конденсаторов в источнике питания 4700 мкф на 10000 мкф.
Эффект даёт замечательный.
На второй плате имеем микросхему контроллера (отвечает за обработку сигналов от пульта ДУ, индикацию и I2C шину, по которой управляется аудиопроцессор), и непосредственно сам аудиопроцессор.
Аудиопроцессор применён R2S15904. Схема включения следующая:
Даташит на эту микросхему пока нигде найти не удалось, если кто интересуется, вот ссылка на даташит другой микросхемы серии R2S1590. С нашей она совпадает далеко не полностью, но даёт возможность ознакомиться с основными параметрами и принципами управления этой микросхемой. Подчеркну только, что эта чудо-микросхема и есть причина нашего перегруза по входу.
Кроме всего прочего внутри расположен кроссовер.
кроссовер выходит за рамки нашей переделки, хотя разобраться с ним в будущем стоит однозначно.
ПРОИЗВОДИМ ЛЕЧЕНИЕ
Заранее хочу предупредить: тут не идёт разговора о том, чтобы из стобаксовых мультимедийных колонок получить конкурентов чего-нибудь вроде B&W. Просто пытаемся несложными усилиями исправить явные огрехи и недочёты.
Пункт первый: переделка входных цепей.
На входе аудиопроцессора имеем следующее:
Самый простой и очевидный способ избавиться от перегруза - изменить значения резисторов во входном делителе. Запаса усиления вполне достаточно, чтобы раскачивать колонки на приличной мощности, плюс мы добавим усиления в пункте 2 (но об этом позже).
Резистор ставим на 100к (если покажется мало усиления - с номиналом можно поиграть
в меньшую сторону). Параллельный ему конденсатор решает 2 задачи:
1 - обеспечивает подьём самой верхней части частотного диапазона относительно
верхней середины, что кардинально отражается на чистоте и прозрачности звучания ВЧ-динамика.
2 - избавляет нас от необходимость прибегать к регулятору высоких частот аудиопроцессора,
который весьма далёк от совершенства.
Результирующая АЧХ по результату моделирования в Микрокапе приведена ниже:
Получаем снижение входного уровня сигнала по НЧ-СЧ на 10дб - о перегрузе по входу можно забыть.
Пункт второй: разбираемся с низкочастотной частью спектра и частично
компенсируем потерю усиления.
Тут несколько сложнее. Так как сигнал с аудиопроцессора подаётся непосредственно
на вход усилителя мощности, придётся добавить каскад усиления на операционном усилителе.
В других моделях колонок между процессором и УМ уже стоит каскад линейного усиления - тогда можно
модернизировать его.
Воспользуемся тем, что пред. соединён с УМ через разъём.
по данным симуляции в микрокапе АЧХ выглядит следующим образом:
вот такой вот получился супербас. Операционник я поставил RC4136 по простой причине -
их есть у меня. Да и зарекомендовали они себя неплохо. Вот даташит.
При желании меняем на любой широкого применения, либо на что-либо получше.
С2 отвечает за спад в области инфранизких частот.
Увеличивая R3 при необходимости увеличиваем общий коэффициент усиления
(не забываем, что при этом начинает уплывать АЧХ(регулируется подбором R4 - C3))
Печатная плата под RC4136 такова:
на плате предусмотрены стабилизаторы питания +-15В (за отсутствием подобного питания в модели Solo3C)
В результате получаем приличный подъём частот в обл. ниже 100 Гц и некоторое общее усиление, для частичной компенсации падения уровня сигнала на входном делителе. Так же забываем о существовании регулятора тембра НЧ, частота регулировки которого была такова, что кроме бубнения ничего толком не давала.
Результирующая АЧХ канала усиления у нас получилась вот такая:
И последний по очереди, но непоследний по значимости - производим замену электролитических конденсаторов в источнике питания 4700 мкф на 10000 мкф.
Тут как раз всё просто:
Никаких акустических измерений мной не проводилось, кроме обычного прослушивания в неподготовленой жилой комнате (где их и планировалось использовать). Для начала были использованы тестовые диски от Chesky Records и от B&W. Главные отличия от "оригинальной версии" - исчезла каша в звуковой картине, появился достаточно приятный бас (особенно хорошо заиграла акустическая ударная установка с тестового диска), в области высоких частот исчезло шипение-сипение. Вместо него - чётко проработанные высокочастотные звуки. Остались некоторые вопросы по воспроизведению нижне-средней середины, но тут, думаю, надо колдовать над кроссовером (возможно это ещё впереди) - что-то не вызывает он доверия (но сейчас мы такой задачи и не ставили).
В целом результат этих максимально несложных, но эффективных переделок таков:
колонки стало возможно слушать, получая не раздражение а удовольствие.
Ещё раз подчеркну - никто не пытался достичь недостижимого и заставить
конкурировать эти колонки с дорогим Hi-Fi (и не дай бог Hi-End, не к ночи сказано).
Потому и метод доработки может некоторым Hi-end-евангелистам показаться спорным
(и тут они полностью правы). Но на выходе мы получили весьма приличное
звучание мультимедийных колонок средней ценовой категории.